Как установить категорию земли

Проект о недвижимости Informetr

как установить категорию земли

Инициировать государственную процедуру по переводу земель из одной категории в другую могут заинтересованные в переводе земельных участков лица либо их представители, в том числе:

  • правообладатели земельных участков,
  • собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках,
  • пользователи недрами, расположенными на земельных участках,
  • лица, которым предварительно согласовано место размещения объекта на земельном участке,
  • органы местного самоуправления,
  • иные заинтересованные в переводе земельных участков лица.

Шаг 1. Составление ходатайства

Для перевода земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в Министерством экономического развития Калужской области (образец ходатайства — rtf, 42 КБ).

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

  • кадастровый номер земельного участка,
  • категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить,
  • обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую,
  • права на земельный участок.

В соответствии с Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую должно содержать обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Обоснование перевода земель из одной категории в другую

Ходатайство считается обоснованным, если оно содержит:

  1. Сведения о кадастровом номере земельного участка и его площади, о правах на земельный участок и категории земель, в состав которой входит земельный участок, подтвержденные документами, выданными уполномоченными организациями не ранее чем за 10 рабочих дней до даты подачи ходатайства в Министерство экономического развития области.
  2. Сведения, подтверждающие, что планируемое использование земельного участка соответствует утвержденным документам территориального планирования муниципального образования.
  3. Сведения о предусмотренных правилами землепользования и застройки видах разрешенного использования земельного участка либо до их утверждения о проведенной процедуре по подготовке решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на документы, подтверждающие результаты проведения публичных слушаний, и заключение Главы администрации муниципального образования городского или сельского поселения, городского округа по вопросу изменении вида разрешенного использования данного земельного участка.
  4. План размещения на земельном участке объектов предполагаемого строительства и обоснование площади необходимой для реализации проекта, в целях которого испрашивается изменение целевого назначения земельного участка.
  5. Сведения о соблюдении санитарных, экологических, градостроительных условий использования территории земельного участка со ссылкой на нормы законодательства, регламентирующие соблюдение охранных зон существующих и проектируемых объектов капитального строительства, природных и особо охраняемых объектов.
  6. Ссылки на документы, подтверждающие согласование Проекта с заинтересованными лицами в случаях, предусмотренных законодательством (размещение на территории заказника, национального парка; согласование с недропользователем и так далее).
  7. Сведения о соблюдении водного законодательства, содержащие информацию о наличии на земельном участке либо вблизи земельного участка водных объектов и размере их береговых полос, прибрежных защитных полос и водоохранных зон; сведения о предоставлении водных объектов в пользование заявителя.
  8. Сведения о соблюдении законодательства о недрах, содержащие информацию о наличии на земельном участке либо вблизи него разведанных полезных ископаемых и о недропользователях; в случаях, предусмотренных законодательством, сведения об утвержденном проекте рекультивации земель.
  9. Для земельных участков сельскохозяйственного назначения: сведения о кадастровой стоимости земельного участка, о среднем уровне кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), со ссылкой на документы, подтверждающие их размер.
  10. Сведения о размещении транспортных коммуникаций к планируемому объекту, сведения о согласовании с лицами, являющими собственниками земельных участков по которым будут проходить транспортные коммуникации.
  11. Для размещения объектов дорожного сервиса: сведения о возможности размещения таких объектов в пределах придорожных полос автомобильных дорог в соответствии с действующим законодательством.

Шаг 2. Сбор необходимых документов

К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходимо также приложить следующие документы:

  1. выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить,
  2. копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц,
  3. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить,
  4. заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами,
  5. согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Шаг 3. Подача ходатайства и необходимых документов

Ходатайство и вышеперечисленные документы направляются заинтересованным лицом в Министерство экономического развития Калужской области.

Срок регистрации письменного ходатайства о переводе земельных участков из одной категории земель в другую в Министерстве составляет 1 рабочий день с даты поступления обращения. Максимальный срок исполнения государственной функции по переводу земель из одной категории в другую составляет 2 месяца со дня поступления ходатайства о переводе в Министерство.

В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:

  • с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо,
  • к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по вышеуказанным основаниям подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.

Шаг 4. Выдача решения по результатам рассмотрения ходатайства

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

Срок выдачи решения о переводе земельных участков из одной категории земель в другую либо решения об отказе в переводе земельных участков — не более четырнадцати дней со дня принятия такого решения.

Основания для отказа в переводе земель из одной категории в другую

  1. в ходатайстве о переводе отсутствует:
    • информация, позволяющая определенно установить категорию земель, в состав которой входит земельный участок и категорию земель, перевод в состав которых предполагается осуществить, нет данных о правах на земельный участок;
    • фамилия, имя, отчество заявителя, либо название организации;
    • почтовый адрес заявителя;
    • личная подпись заявителя (его уполномоченного представителя).
  2. в ходатайстве о переводе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, содержащие угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  3. текст ходатайства о переводе не поддается прочтению.

В случае отказа заявители имеют право на обжалование действий (бездействия) должностных лиц Министерства, а также принимаемого ими решения при исполнении государственной функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Шаг 5. Внесение сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости

Сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в течение тридцати дней бесплатно вносятся в государственный кадастр недвижимости по заявлению правообладателя земельного участка.

Для получения информации о порядке перевода земель из одной категории в другую обратитесь в устном или письменном виде (образец заявки — rtf, 40 КБ) в Министерство экономического развития Калужской области.

Тел.: (4842) 77-87-59, 77-87-62
Факс: (4842) 57-01-06, 59-93-76
E-mail: economy@adm.kaluga.ru
www.admoblkaluga.ru

Источник: https://www.informetr.ru/info/instructions/category/

Как происходит изменение категории земель

как установить категорию земли

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей ( п. 2 ст.

78 Земельного кодекса РФ).

Такие земли могут быть заняты:

  • внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;
  • водными объектами;
  • зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции;
  • сельхозугодьями. В них входят пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли под садами, виноградниками и другими многолетними насаждениями. Они подлежат охране как особо ценные земли.

Сельскохозяйственные угодья подразделяются на три категории, минимальные размеры и местоположение которых устанавливаются законами субъектов РФ.

1. Земли приоритетного использования, подлежащие особой охране, к которым относятся опытно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профобразования. Кадастровая стоимость этих земель существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (округу).

2. Особо ценные продуктивные угодья, использование которых для несельскохозяйственных нужд, для дачного и иного строительства не допускается.

3. Сельскохозяйственные угодья, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, следовательно, земли худшего качества по кадастровой оценке.

Использование земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного для ведения фермерского хозяйства, в целях жилищного строительства не допускается (письмо Минэкономразвития России от 21 декабря 2010 г. № Д23-5270).

Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых в деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Когда можно перевести земли в другую категорию

Для использования земель сельскохозяйственного назначения в иных целях их необходимо перевести в другую категорию.

Ведь земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке, если он ненадлежаще его использует или не использует в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (ст. 284, 285 Гражданского кодекса РФ).

Правомерность такого изъятия подтверждают и арбитры (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2010 г. № 17АП-7586/2010-ГК).

Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).

При этом перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.

Для создания туристско-рекреационной зоны и перевода земель сельскохозяйственной категории в «земли особо охраняемых территорий и объектов» должно быть принято постановление Правительства РФ о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории РФ, где расположен земельный участок (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 г. № 07АП-10686/10, ФАС Северо-Западного округа от 21 сентября 2010 г. № А66-14704/2009);

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения объектов;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного или водного фонда, земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 172-ФЗ не допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 процентов и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ.

Как оформить документы для изменения категории земли

Согласно статье 2 Закона № 172-ФЗ, для перевода земельного участка из одной категории в другую заинтересованному лицу нужно подать ходатайство о переводе земель из одной категории в другую (о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую). Ходатайство подается в исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления, уполномоченный на его рассмотрение.

В отношении земель сельскохозяйственного назначения (кроме находящихся в собственности РФ) содержание ходатайства и состав прилагаемых к нему документов устанавливают органы власти субъектов РФ.

В обязательном порядке ходатайство должно содержать:

  • кадастровый номер участка;
  • категорию земель, в состав которых входит земельный участок, и категорию земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
  • обоснование перевода земельного участка из одной категории в другую;
  • права на земельный участок.

К ходатайству необходимо приложить следующие документы (п. 4, 4.1 ст. 2 Закона № 172-ФЗ):

  • выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • согласие правообладателя участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.

В рассмотрении ходатайства могут отказать только в двух случаях: если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо или к ходатайству приложены несоответствующие документы. В последнем случае оно возвращается с указанием причин отказа (п. 3 ст. 3 Закона № 172-ФЗ).

В течение двух месяцев со дня поступления ходатайства исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (Правительство РФ – в течение трех месяцев) принимает акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе.

В течение 14 дней после этого акт направляется заинтересованному лицу (в орган кадастрового учета – в течение пяти дней). О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как закрыть лицевой счет на квартиру

Если участок из состава земель сельскохозяйственного назначения будет переведен в земли иных категорий с нарушением действующего законодательства, решение о переводе может быть отменено.

Отметим, что лицу, получившему участок, который незаконно изъят или переведен в другие категории, будет крайне затруднительно возместить убытки, связанные с отменой такого решения (постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2012 г. № 2683/12, от 22 мая 2012 г. № 13443/11).

Как изменится земельный налог

Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую имеет прямое влияние на налоговую нагрузку компании. Ведь он влечет за собой изменение кадастровой стоимости земли, которая является налоговой базой по земельному налогу. Иными словами, изменение категории земли влияет на налоговую ставку (письмо Минфина России от 12 июля 2013 г. № 03-05-05-02/27214).

Напомним: в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельхозназначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельхозпроизводства, налоговая ставка не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости участка (подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ). В отношении прочих земель ставка земельного налога не может превышать 1,5 процента кадастровой стоимости земли.

Источник: http://sroroo.ru/press_center/news/997912/

Земли сельхозугодий. Их состав и особенности использования на сайте Недвио

как установить категорию земли

В нашей стране земли сельскохозяйственного назначения занимают самую обширную площадь. Специфика использования, деления и месторасположения обуславливает отношения участка к данной категории. Чтобы узнать точное определение и регулирование сельхозугодий, стоит обратиться к Земельному кодексу Российской Федерации.

Сельхозугодия расположены, как правило, достаточно удаленно за пределами городов и небольших населенных пунктов. По своим масштабам они уступают только лесным массивам, которые относятся к другой категории земель природоохранного значения. Они предназначены для ведения сельскохозяйственной деятельности разной направленности:

  • выращивания скота;
  • выведения сельхозкультур;
  • выпаса животных;
  • организации сельхозпроизводства и т.д.

Основной целью и отличием использования земель этого назначения является добыча ресурсов. Продукты питания натурального происхождения являются основой продовольственной безопасности, поэтому строго контролируются правительством. Задача ведомственных чиновников — следить за целевым использованием участков, препятствовать загрязнению и потере полезных качеств почвы.

В России такие участки под с/х деятельность занимают значительную территорию. Площадь земель под сельхозугодия занимают порядка 385 млн. га, в то время как площадь участков под индивидуальное жилищное строительство в России составляет ориентировочно 20 млн. га. Среди всех территорий стоит выделять различные категории земли сельхозназначения. Их определение обозначено законодателем в 14 главе Земельного кодекса РФ.

Какими бывают земли сельскохозяйственного назначения?

Согласно законодательству, в классификацию входят сельхозугодья, участки с проложенными коммуникациями, засаженные деревьями, занятые постройками или водоемами. Рассмотрим подробнее каждую из обозначенных категорий.

1. Сельскохозяйственные угодья

Это территории, предназначенные для выращивания сельскохозяйственных культур. Такие земли отличаются высоким уровнем плодородия, климатические условия способствуют посеву и сбору урожая, а отдельные площади приспособлены под выпас животных.

Среди данных участков есть:

  • пашня или земля под обработку;
  • сенокос для выращивания и заготовки корма животным;
  • пастбище для сезонного выпаса скота.

Отдельного внимания заслуживают экспериментальные участки НИИ, а также земли с искусственным поливом, обеспечивающие высокую урожайность. Стоит отметить, что на таких площадях не строятся объекты жилищного строительства. Исключение могут составить лишь небольшие постройки для инструментария и хранения техники.

2. Участки с коммуникациями

Это зоны пролегания дорог, транспортного сообщения, железнодорожные линии для доставки сельхозпродукции, внутренние дороги, которые соединяют земельные участки, а также места пролегания оросительных труб и систем. Основная функция таких участков состоит в обеспечении и обслуживании земель.

Земли с коммуникациями классифицируются требованиями СНиП 2.05.11-83. В соответствии со стандартами, дороги на этих территориях должны занимать небольшую площадь, состоять непосредственно с дорожного покрытия, каналов под водоотведение, а также полосу, которая отделяет участок от дороги.

3. Засаженные земли

Это территории, на которых произрастают искусственным или природным образом выращенные деревья с кустарниками. Они являются частью общей экосистемы, препятствуют неравномерному распределению влаги, удерживают ветра и защищают окружающую среду.

Органы местной власти следят за состоянием лесопосадки и запрещают вырубку насаждений. Как правило, деревья и кустарники разделяют крупные земельные участки, являются частью сельхозугодий, высаживаются вдоль транспортных путей.

4. Земли с постройками

Это участки, на которых расположены объекты сельскохозяйственной переработки и производства. Здесь могут располагаться различные склады, элеваторы, перевалочные пункты, базы, фабрики или заводы по первичной переработке. Как правило, это объекты, построенные с точки зрения удобной транспортной развязки и благоприятных условий для доставки продукции.

5. Участки с водоемами

Это земли, на которых расположены полноводные реки, озера, водохранилища и природные водоемы закрытого типа. Они применяются для промышленного разведения рыбы, а также для орошения близ расположенных земель.

Правовой статус сельскохозяйственных земель

До 2015 года определением целевого использования того или иного участка сельхозназначения занимались органы местного самоуправления. Потом в силу вступил классификатор, четко обозначающий виды разрешенного целевого использования (ВРИ).

На данный момент, под самым суровым контролем законодателя находятся пашни (земли для выращивания сельхозкультур). Они являются собственностью государства и нарушение правил использования таких участков чревато большими штрафами, вплоть до отчуждения.

Еще из ограничений — на землях для выращивания растений запрещено возводить постройки. У единицы каждого такого участка довольно высокая кадастровая стоимость и перевести ее в другую категорию невозможно. Изменить целевое назначение можно лишь на участках с плохим качеством почвы и низкой кадастровой стоимостью.

Стоит также учитывать, что согласно законам РФ, лица, которым переданы в пользование сельхозугодия, должны освоить участок в течение 2-х лет, должны ухаживать за ним, чтобы не ухудшить качество почвы и не перегружать химикатами. По необходимости стоит предъявлять информацию об использовании тех или иных химических средств обработки.

Где искать информацию о неиспользуемых участках?

Чтобы получить в пользование земельный надел, можно найти информацию о незанятых участках в Фонде перераспределения РФ. Органы местной власти могут предоставить информацию о расположенных и временно неиспользуемых землях для передачи физическим или юридическим лицам в пользование на определенных условиях.

Земля с/х угодий попадает автоматически в фонд, если от нее отказались, если умер единственный собственник или участок принудительно отчужден государством.

Территорию сельхозназначения можно взять во временное пользование или оформить право собственности. Покупателями, как правило, выступают:

  • фермеры;
  • индивидуальные предприниматели;
  • дачные товарищества;
  • различные агропредприятия и агрохолдинги.

Стоит отметить, что владельцами земли могут выступать исключительно граждане России или российские компании. В случае, если собственник выставляет участок на продажу, то его, в первую очередь, могут выкупить органы муниципальной власти. Таким образом, обеспечивается регулирование оборота российских сельскохозяйственных земель.

Если вам нужно получить в распоряжение такой участок для хозяйствования и ведения своей деятельности, нужно подать заявление в муниципальные органы, собрать пакет документов, в зависимости от категории участка, получить положительное решение и оформить договор аренды. В ходе поиска подходящего участка стоит уточнить наличие льгот, срок, на который можно взять землю в аренду, а также узнать об ограничениях в использовании конкретного участка.

При этом учитывайте, что органы государственной власти могут в судебном порядке забрать землю из пользования, если условия договора будут нарушены.

К примеру, если участок не будет обрабатываться и использоваться более 3-х лет, либо действия арендатора приведут к потере качества земли (снижении плодородия, захламлению и т. д.). В случае передачи участка данной категории в собственность другому лицу, государство аналогичным образом может отчуждать землю, если нарушены правила целевого использования.

Качество сельскохозяйственных земель

Для агропромышленной деятельности можно подобрать различные типы земельных участков. Все земельные ресурсы разделяются на участки низкого качества с минимальной кадастровой стоимостью, земли среднего качества, выше среднего, а также высокого качества.

Стоит также отметить, что многие предлагаемые участки неоднородны и могут быть комбинированными (включать не только пашню, но и зону с деревьями и кустарниками). Качество земельного надела определяется на основе кадастровой оценки (экспертизы). В зависимости от оценки, назначается конкретная ставка аренды на участок и определяется размер налогов.

Более подробно ознакомиться со всеми этими нюансами вы можете на страницах нашего сайта.

Источник: https://nedvio.com/zemli-selhozugodiy-ih-sostav-i-osobennosti/

Что делать, если категория земли не установлена, и какими могут быть последствия?

Территория страны поделена на земли:

Подробнее читайте здесь: 7 категорий земель, их коды и целевое назначение.

Теоретически вся территория поделена на участки и для каждого определена категория, поскольку именно она — основа учетных сведений о земле.

Но в реальности нередко обнаруживается, что существуют незонированные массивы или в документах эта характеристика отсутствует. Такой недочет необходимо как можно быстрее исправить.

Как узнать по документам?

Определение категории должно иметь место в любых официальных бумагах, где говорится о земле как объекте права. Их немало.

  1. Документы властных структур различного подчинения: федеральных, краевых (областных), муниципальных — о выделении земли для индивидуальных нужд граждан. Типичный пример – документ о праве собственности на выделенную землю.
  2. Договоры о купле-продаже земли, ее обмене, аренде и т.д.
  3. Сведения Госкадастра недвижимости: паспорт, выписка, Единый госреестр земель и другие.
  4. Документ о госрегистрации прав на недвижимость. Здесь также указываются основные характеристики земли.
  5. Другие официальные бумаги, в которых фигурирует интересующий участок. Скажем, акт об изъятии земли из-за её нецелевого использования и т.д.

Документы, которые имеются у собственника, должны дублировать все другие официальные сведения.

Если в бумаги владельца категория вписана, а в ГКН — государственном кадастре недвижимости упоминание об этом отсутствует, по заявлению собственника она вносится в официальные бумаги.

Иной вариант, когда в разных документах присутствуют разные характеристики.

Категория участка по требованию правообладателя определяется принадлежащей к одной из них. При этом опираются на сведения документов, подтверждающих право владения.

Возможно, категория земель не установлена совсем. То есть не записана нигде. Тогда должно быть принято нормативное решение местного законодательного органа власти об определении категории конкретного участка. Основанием решения является ходатайство владельца с обозначением планируемой цели его эксплуатации.

Земля, выделенная на территории жилого поселения, причисляется к категории населенных пунктов автоматически. Все остальные получают категорию так, как это определено для них законным порядком.

Редко, но случается, что в официальных данных ГКН присутствует запись: «категория земель не установлена». Это – исключение из правил, и бывает временно – пока решение не принято.

Что это значит и какими могут быть последствия?

При совершении любых действий с землей надо быть уверенным в ее категории безусловно, иначе права и обязанности владельца, связанные с данным участком, могут быть оспорены, а собственник недвижимости пострадать.

Могут быть признаны:

  • незаконным — решение о выделении земельного участка;
  • несоответствующим — правовой режим использования;
  • недействующими — договоры, связанные с участком.

Если владелец земли подаст документы на регистрацию участка без подтвержденной категории, ему будет отказано в регистрации.

Будет ограничена возможность производить любые действия с земельным участком.

Невозможно станет:

  • переоформить его;
  • получить разрешение на начало строительства;
  • узаконить законченное;
  • как-либо использовать участок и т.д.

Возникнут проблемы с определением субъекта права.

К тому же, если нет категории земли – значит, нет и целевого назначения участка, его могут отнести к резервному фонду.

Нежелательные последствия неопределенности категории земель возникают не только у собственника, но и у государства. Собственник не решается использовать землю, как планировал, поскольку разрешение на это отсутствует, а значит, не платит налог с кадастровой стоимости участка и т.д.

Как определяется?

При первоначальной постановке земельного массива на кадастровый учёт специально созданная для этого комиссия устанавливает, к какой категории будет отнесена земля.

Из государственного резерва она переводится в земли соответствующего региона, который, в свою очередь, закрепляет ее назначение специальным актом.

Эта характеристика земли не является неизменной и при необходимости может быть изменена по решению региональных властей.

Более позднее определение категории (и ее изменение) зависит от того, в чьем ведении пребывает земля.

Если это:

  • федеральная собственность, то Правительством РФ;
  • если субъекта Федерации, то исполнительным органом края, области;
  • находящаяся в муниципальной собственности, то органами муниципалитетов;
  • частная, то органами местного самоуправления.

Как получить категорию земельного участка, если она не определена?

Как получить категорию земли, если она не установлена или не определена? Добиться этого можно несколькими путями.

Куда обратиться?

Для решения вопроса о категории земельного участка можно обратиться в одно из перечисленных учреждений.

  1. В местное учреждение кадастровой службы. Потребуется паспорт и документ на землю. Попросите сообщить категорию вашего участка и назначение. Через пять рабочих дней получите выписку кадастровой службы, самую достоверную на текущий момент.
  2. МФЦ рассматривает эти вопросы аналогично.
  3. Быстрее разобраться с проблемой можно, посетив официальный сайт Росреестра. Введите кадастровый номер участка и увидите, что за категория ей присвоена и каково целевое назначение — подробнее читайте в статье «Как узнать категорию земельного участка по кадастровому номеру или по карте«. Если ищете информацию об участке, который планируете купить (арендовать), найдите его на этом сайте по адресу: pkk5.rosreestr.ru.
  4. Можно послать запрос в кадастровое учреждение по почте. Пересылаемые копии заверьте нотариально. Отправить документы можно также электронной почтой через сайт государственных и муниципальных услуг. Необходимо приложить сканы документов.
  5. Наконец, можно обратиться в муниципалитет — выяснить всё там.

Документы

Обнаружив, что земельный участок остался без присвоенной категории, необходимо обратиться в местное отделение ГКН с ходатайством об исправлении недочета и внесении соответствующей записи в официальные документы. На это потребуется больше времени.

К ходатайству следует приложить:

  • документ на участок;
  • кадастровую выписку;
  • удостоверение личности.

Стоит очень внимательно готовить пакет документов, так как в случае их несоответствия предъявляемым требованиям ходатайство не будет рассмотрено или в нем будет отказано.

Непосредственная явка в учреждение предпочтительнее, так как:

  • не надо делать копий документов, тратить деньги на их удостоверение;
  • можно сразу узнать, правильно ли составлено ходатайство, при необходимости тут же исправить ошибки;
  • не надо оформлять электронную подпись для работы на сайте госуслуг и т.д.

Заявление допустимо отправить в ГКН по почте или через интернет. Если документы передаются лично – в кадастр или МФЦ — вместе с копиями приносят подлинники, копии сверяются с оригиналом и возвращаются владельцу. При пересылке копии документов заверяются нотариально.

Сроки

Два месяца дается органу власти для принятия решения о причислении участка к той или иной категории. Та же процедура проходит при смене категории, если таковая понадобилась.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как выгоднее взять ипотеку

Результат обращения

Еще раз придется прийти в кадастровую службу или МФЦ (куда сдавались документы) за получением обновленного кадастрового паспорта.

В нем будут указаны:

  • категория земельного участка;
  • разрешенное использование.

Последний штрих – обращение в регистрационную службу Росреестра с измененным кадастровым паспортом.

Это необходимо, чтобы и в государственный реестр недвижимого имущества были внесены свежие сведения. В нашем случае – об определении категории земельного участка.

Туда надо принести (или переслать):

  • заявление;
  • копию кадастрового паспорта;
  • правоустанавливающий документ на землю;
  • удостоверение личности владельца;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Теперь все действия с земельным участком будут законными.

Заключение

Итак, с понятием «категория земли» граждане сталкиваются при решении самых разных, связанных с земельными участками, вопросов. Чтобы не попасть впросак и не заработать ненужных проблем, приобретая участок, обязательно следует посетить отделение Госкадастра и узнать про этот надел всё.

Если выяснится, что фактическое положение дел не соответствует официальным данным кадастра, надо незамедлительно обратиться с просьбой о приведении документов в норму.

Следует иметь в виду, что землю, даже находящуюся в частной собственности, разрешается использовать строго по назначению, определенному вместе с категорией.

Покупая участок земли с намерением построить на нем жилой дом, важно выяснить, к какой категории относится земля, на которой выделен участок, и каков вид разрешенного ее использования.

Не везде можно строить дома, а где-то построить можно, а прописаться – нет. Подробнее читайте в статье: «Какая должна быть категория земель для дачного строительства или возведения жилого дома«.

Или, например, разрешена только малоэтажная застройка, или инфраструктурная. Другие землевладельцы планируют использовать землю для сельхозпроизводства.

Но и это может быть непозволительно при несовпадении категории и разрешенного использования. Так что в любом случае визит к специалистам Госкадастра необходим.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kategorii/chto-delat-esli-ne-ustanovlena-ili-ne-opredelena

Кто устанавливает категорию земель и разрешенное использование?

С юридической точки зрения земля является не только основным ресурсом для достижения должного уровня экономического благополучия, но и особым производственным объектом, эксплуатация которого может происходить только в рамках разрешённого законом использования.

Категории и виды использования

Земельный Кодекс Российской Федерации является основным нормативным актом, осуществляющим вопрос установления и регулирования возможностей эксплуатации участков тех или иных категорий земельных территорий.

В соответствии с его положениями на сегодняшний день на территории государства выделяются семь категорий, к которым относятся те или иные участки в рамках общего массива:

  • Земли, принадлежащие различным населенным пунктам;
  • Участки, независимо от их территориального расположения и площади, относимые к сельскохозяйственным территориям;
  • Территории лесного фонда;
  • Территории водных объектов (водного фонда);
  • Земли особого назначения (в том числе территории земель с особым режимом охраны);
  • Земли, относимые к территориям специального назначения (используемые для сооружения и эксплуатации промышленных объектов, инфраструктурных и инженерных сетей, объектов, используемых для обеспечения государственной безопасности);
  • Земли, переведенные в фонды государственного запаса.

Действующие нормы земельного законодательства делают замечание, что одновременно находиться в нескольких категориях один и тот же участок не может, однако, при возникновении соответствующих условий, возможно осуществление перевода той или иной территории из одной категории в другую.

Исходя из такого разделения можно определить, что под категорией земельного надела следует понимать специально установленный правовой режим возможной эксплуатации земельного участка в соответствии с определёнными его стандартными свойствами, определёнными природой или сформированными в процессе эксплуатации в ранние периоды времени.

Вид установленного разрешённого использования — понятие более узкое, которое даёт расшифровку тех возможностей эксплуатации, которые есть у каждого участка в соответствии с отнесением его к той или иной ранее определенной категории.

Установление существующих видов разрешённых вариантов использования возможно в результате проведения комплекса мероприятий по зонированию существующих территорий в рамках одной категории в соответствии с присущими ей индивидуальными особенностями в силу расположения или качественных характеристик.

Целевое назначение земель

Целевое назначение земельных территорий относится к одному из основных понятий в земельном праве, равно как и категория земель.

Несмотря на то, что в действующем земельном законодательстве понятия режима целевого использования или назначения земель не содержится, оно используется для определений категорий тех или иных участков.

В соответствии с этим правилом под целевым назначением земель следует рассматривать их особый режим правовой и фактической охраны и организации эксплуатации в зависимости от имеющихся особенностей тех или иных участков, характерных для группы таких участков.

Категории земель и виды целевого назначения являются взаимосвязанными понятиями и не могут работать друг без друга.

Их установление также может быть осуществлено только в тесной взаимосвязи между ними.

Кто присваивает?

Категории земель, также, как и присвоенный вид целевого назначения, может быть установлен только в соответствии с действующими нормами и положениями земельного законодательства.

Основными регуляторами здесь выступают Земельный Кодекс Российской Федерации (статья 8), а также Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (статья 14).

В соответствии с нормами, закрепленными в указанной статье Земельного Кодекса есть четыре уровня уполномоченных государственных органов, которые могут определять новые или подтвержать ранее установленные категории земель.

Уровни определяющих органов формируются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок или территория.

В соответствии со статьёй 8 Земельного Кодекса категория земель устанавливается:

• Для территорий, находящихся в федеральном владении — Правительством РФ;

• Для земель, принадлежащих на основании оформленного права собственности субъектам государства, а также для муниципальных земель, которые являются или будут являться землями сельхозназначения — уполномоченными органами соответствующих субъектов;

• Для земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности, кроме земельных территорий, отданных под сельское хозяйство или которые будут переведены в эту категорию — специально уполномоченными органами или отдельными должностными лицами муниципалитетов;

• Для земель, на которых оформлено право частной собственности, в зависимости от категории, будут использованы полномочия либо специальных органов исполнительной власти субъекта (если речь идёт о земле сельхозназначения), либо муниципалитета (для остальных категорий).

Основания

Проведение таких мероприятий возможно только по тем основаниям, которые перечислены в действующем законодательстве (статья 14 Федерального закона «О переводе земель»). В соответствии с положениями этой статьи следует выделить такие основания:

• Определение категории участка в соответствии с данными, содержащимися в базах Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на основании информации, содержащейся в существовавших ранее кадастровых документах на этот участок;

• Отнесение надела к той или иной категории в соответствии с заявлением его владельца на основании имеющихся у него документов, подтверждающих право собственности на участок, в которых указана категория участка (актуально для внесения сведений в ЕГРН при смене собственника участка, если иных документальных подтверждений присвоенной категории участка нет);

• Перевод земельного надела из одной установленной категории в другую (например, из земель сельхозназначения или земель запаса в земли населенных пунктов);

• В случае выявления фактической ошибки в отнесении тех или иных земельных участков к различным категориям (обнаружено противоречие между государственными реестрами земель лесного фонда и сельхозназначения и ЕГРН – будут использованы сведения, содержащиеся в ЕГРН).

Процедура определения вида и назначения участка

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О переводе земель» процедура присвоения категории и, соответственно, определения целевого назначения и вида использования будет осуществляться следующим образом.

Лицо, заинтересованное в переводе земель в другую категорию или присвоении ему категории (если такая по каким-то причинам не была установлена), определении вида и назначения участка, подает заявление с указанием всех конкретных данных на участок в уполномоченные органы.

Заявление предоставляется в форме ходатайства, в котором необходимо отразить не только сведения о конкретном участке (его адрес расположения, действующее в отношении него право собственности или пользования с указанием даты возникновения, кадастровый номер, установленная категория или ее отсутствие с объяснением причины отсутствия данных, обоснование причины перевода участка из одной категории в другую).

Как провести межевание земельного участка? / Sibdom.ru

Для продажи земельного участка сначала потребуется провести его межевание и установить границы. В среднем эта процедура, которую выполняют кадастровые инженеры, занимает около месяца.

Закон, требующий обязательного межевания земельных участков, так и не вступил в силу, и сегодня по-прежнему можно продать или купить участок без установленных границ. Несмотря на это, специалисты советуют не покупать неразмежеванную землю. Приобретение такого участка для покупателя связано с рисками. Можно стать владельцем земли, по которой ведутся споры с соседями, или площадь участка окажется меньше, чем заявил продавец.

Как проверить, есть ли у земельного участка границы?

Сами собственники земли зачастую не знают, есть ли границы у их земельных участков. Проверить это можно, запросив выписку из ЕГРН об основных характеристиках объекта или самостоятельно проверив наличие у участка границ на публичной кадастровой карте Росреестра.

Она размещена на официальном сайте ведомства во вкладке «Публичная кадастровая карта». Получить эту информацию можно, зная кадастровый номер земельного участка. Если межевание не проводилось, в описании участка на публичной карте будет сказано: «Без координат границ».

Где искать кадастрового инженера?

Для того чтобы провести межевание земельного участка, нужно обратиться к кадастровым инженерам. Заниматься этими работами вправе только специалисты, которые имеют квалификационный аттестат и являются членами саморегулируемой организации (СРО). Найти кадастрового инженера можно на официальном сайте Росреестра и сайтах СРО кадастровых инженеров.

Из опубликованного на сайте Росреестра перечня кадастровых инженеров станет понятно, имеет ли специалист право заниматься межеванием. В этом случае в графе «статус» напротив его фамилии будет стоять зеленая галочка. Здесь же можно узнать, в каком именно СРО состоит интересующий вас кадастровый инженер.

При этом нужно помнить, что информация на сайте Росреестра носит справочный характер. Ее обязательно нужно сверять с данными, опубликованными на сайте СРО кадастровых инженеров. Зная название саморегулируемой организации, надо убедиться, что выбранный вами кадастровый инженер в данный момент в ней состоит.

Сколько стоит межевание земельного участка?

Кадастровый инженер готовит межевой план земельного участка. Стоимость его услуг договорная, она зависит от квалификации специалиста, объема запланированных работ, от удаленности земельного участка от города, от площади, от категории земель, а также от того, один объект он размежевывает или несколько. Если межевые планы заказывают сразу несколько собственников земельных участков в садовом обществе, стоимость услуг может быть снижена.

При обращении к кадастровому инженеру собственник должен предоставить ему документы на земельный участок.

Если документов с информацией о границах земельного участка нет, границы будут установлены по существующему проекту межевания территории. Если информации о земельном участке не окажется и в нем, кадастровый инженер определяет границы земельного участка с учетом границ на местности, существовавших в течение 15 и более лет.

В каждом конкретном случае объем работ, необходимых для определения границ участка, оценивает кадастровый инженер.

Прежде чем приступить к межеванию, он запрашивает кадастровый план территории — план всех земельных участков, расположенных в этом кадастровом квартале.

Из него станет понятен уже существующий объем информации о земельном участке и местоположение участков соседей. Только после этого станут ясны окончательный объем и стоимость работ. Межевание земельного участка стоит от пяти тысяч рублей.

Когда необходимо уточнить границы участка?

Если в процессе определения границ участка выяснится, что у соседних участков границ нет или при определении их границ была допущена ошибка (существует наложение или пересечение границ двух участков), тогда кроме межевания проводится еще и согласование границ земельных участков.

Порядок этой процедуры определен в федеральном законе от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Кадастровый инженер готовит акт согласования границ. Если соседи согласны с тем, как проходят границы участков, они подписывают этот документ. Если договориться им не удается, вопрос решается в суде.

Зачастую найти соседей в садовых обществах бывает непросто. Специально для таких случаев предусмотрена процедура оповещения землепользователей о том, что проводится согласование границ.

Кадастровый инженер публикует в газете извещение о проведении собрания для согласования границ земельного участка. Все заинтересованные лица должны на него прийти, подписать акт согласования границ или высказать свои возражения.

Кроме того, возражения можно отправить почтой по указанному в объявлении адресу. Информация о согласовании границ вносится в межевой план участка.

После того как кадастровый инженер подготовил межевой план, чтобы внести в ЕГРН информацию о границах участка, собственник подает в Росреестр заявление об учете изменений основных характеристик земельного участка. В нем должно быть указано, какие именно характеристики нужно изменить. К заявлению прилагается межевой план.

Если в ЕГРН нет записи о регистрации права собственности на земельный участок за его владельцем, дополнительно потребуется предоставить правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на землю (государственные акты о предоставлении земельного участка, старые свидетельства о собственности и другие документы, удостоверяющие права на землю).

Когда одновременно с межеванием земельного участка меняются границы соседних участков, кадастровый инженер готовит один межевой план для земельного участка и в нем указывает информацию о смежном участке. Тогда в межевом плане содержатся сведения о двух земельных участках, к нему прилагаются два акта согласования границ с личными подписями владельцев обоих земельных участков.

Приходить в Росреестр для подачи документов владельцу второго участка не требуется. Документы для государственного учета подает только собственник земельного участка, для которого проводилось межевание.

В примечании к заявлению о кадастровом учете в связи с изменением границ участка он указывает кадастровые номера всех земельных участков, границы которых были уточнены или изменены.

Процедура уточнения границ земельного участка в Росреестре (изменения основных характеристик земельного участка) проводится бесплатно.

Подать документы можно в филиале Кадастровой палаты, МФЦ, кроме того, на платной основе Кадастровая палата проводит выездной прием документов. Стоимость этой услуги для физических лиц — 1020 рублей.

После этого собственник получает выписку из ЕГРН, в которой указана точная площадь и границы принадлежащего ему участка.

Процедура межевания земельного участка

  1. Проведение межевания участка на местности. Для определения границ на участок выезжает кадастровый инженер. Он должен самостоятельно запросить документы, определявшие местоположение границ земельного участка при его образовании и предоставлении гражданину, в соответствующем ведомстве.

  2. Подготовка межевого плана — документа, в котором отображены границы участка и его точная площадь.

  3. Подача документов в Росреестр, чтобы внести в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) информацию о границах участка. В результате собственник получит выписку из ЕГРН, которая будет содержать чертеж с границами земельного участка.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно купить гараж с рук

Использование материалов допускается, только при наличии активной ссылки на портал Sibdom.ru

Источник: https://www.sibdom.ru/journal/1867/

Установить категорию земли

Стоимость консультации практикующего юриста — 2000 руб.

Стоимость документов под ключ в административном порядке — 12000-15000 руб.

Установление категории земельного участка в судебном порядке — от 18000 руб.

Прямо скажем — задача не из простых, для решения вопроса приходится «ходить кругами».

Наши юристы готовы все сделать «под ключ» — звоните!

Круг 1. Если категория земли не установлена

Позитивная ситуация, когда в областной Администрации присвоят категорию, случается 4:10. В остальных случаях начинается «хождение по кругу», которое обычно заканчивается судебными процессами. Если Ваш пакет документов собран правильно и достаточно, а также, при утверждении градпланов и ППЗ, все можно сделать достаточно быстро.

Сроки оформления в благоприятной ситуации:

— Постановление Администрации о присвоении категории земли — 1 месяц;

— Внесение изменений в кадастр — 10 р. дней;

— Получение нового свидетельства с установленной категорией — 10 р.дней.

При получении же отказа Администрации в присвоении категории земли, придется обращаться в суд.

Круг 2. Установление категории земельных участков в судебном порядке

Как показывает практика и разрешает закон, итогом судебных решений будут два разных варианта:

— присвоение земельному участку определенной категории;

— обязание Администрации принять решение об установлении категории земельного участка. Тогда, после принятия такого решения, начинаем заново круг 1.

Вот, например, выдержка из одного такого решения:

«Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Вербицкой М.П., при секретаре Василевской Ю.С.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П. к администрации МО Виллозское сельское поселение об установлении категории земельного участка. РЕШИЛ:

Обязать администрацию МО Виллозское сельское поселение принять решение об установлении категории земельного участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Виллозское сельское поселение, пос. Офицерское Село, участок № , кадастровый номер , площадью кв.м.»

Согласно законодательству, « Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным». Поэтому, в итоге, конечно, категория будет присвоена. Но время, затраченное на ее присвоение и перспективы оформления, может предвидеть только практикующий юрист или адвокат. Причем, есть круг открытой информации, с помощью которой можно сразу оценить перспективы будущего дела.

Не теряйте времени, обращайтесь к нам за помощью.

Запись на прием по тел. 8(812) 959-52-95, 8(812)535-81-62.

Источник: https://www.adveconspb.ru/natural/privatizationground/ustanovit-kategoriyu-zemli/

Как поменять категорию земли

bloodua/Depositphotos

Согласно законам Российской Федерации, все земли делятся на ряд категорий: населенных пунктов; сельхозназначения; промышленного и социального назначения, а также некоторые другие. Только на земельных участках первых двух категорий закон разрешает строить жилье, и только эти территории имеют все права, чтобы устроить комфортную жизнь.

Вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка под индивидуальное жилищное строительство актуален только для земель населенных пунктов, к примеру коттеджных поселков, где разрешены проживание и регистрация.

Как выбрать и купить участок под строительство?

На землях каких категорий можно строить, а на каких нельзя?

Другими словами, «категория земельного участка» и «вид разрешенного использования земельного участка» дают ответ на вопрос, какие объекты капитального строительства можно в законном порядке построить на этой земле.

Основная сложность — в генплане

Закон нашей страны не предусматривает переход земли из одной категории в другую по желанию собственника. Поменять ее с «сельхозназначения» на «земли, где можно возводить частный дом», не получится. Основанием для такого изменения может стать только новый утвержденный генплан территории. В этом плане администрация района должна предусмотреть такое изменение. Только в этом случае собственник имеет право подать ходатайство в администрацию о смене категории земельного участка.

Рассматривают ходатайство до двух месяцев, а после этого в течение еще пары недель выдается положительное решение или отказ.

Если ответ «да», то владелец участка получает на руки акт, в котором указываются:

  • основания для изменения категории;
  • границы, площадь и кадастровый номер участка;
  • категория, к которой относилась земля, и категория, к которой она будет относиться теперь.

Разрешено ли строительство на землях СНТ?

Три критически важных нюанса при покупке участка под ИЖС

причина отказа в смене категории земли

Вам откажут в смене категории участка, если участок расположен на удалении от черты населенного пункта и в планы администрации не входит развивать и расширять ближайший населенный пункт.

Еще до того, как запускать весь процесс, стоит учесть и другие факторы. Например, в смене категории откажут, если экологическая экспертиза оказалась отрицательной; если целевое назначение земли не соответствует землеустроительным документам; если участок относится к таким категориям, как пастбище, луг или нечто подобное.

Стоимость услуги и налоги

Во-первых, при изменении категории земли поменяется и налог на нее. Но если землю в другой статус не перевели, а на участке сельхозназначения разрешили построить жилой дом, то налоговая ставка останется прежней.

Покрытие изменения кадастровой стоимости участка — вот самая затратная часть. И платить за это должен собственник. Сумма может достигать 30% от стоимости земли.

На стоимость процедуры повлияют также размер участка, услуги по подготовке документов, создание проекта будущего дома, а если будет необходимо, то и экологическая экспертиза.

Могу ли я перевести свою землю в категорию ИЖС?

Почему поменять категорию земли проще, если рядом кладбище?

Иначе дело обстоит с видами разрешенного использования. Их поменять можно и даже проще, чем несколько лет назад. Если в вашей территориальной части Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) вы как собственник участка имеете право изменить ВРИ, тогда просто следуйте инструкции.

1. Уточните зону вашего участка

Это вы можете сделать на сайте администрации вашей территории (района). Узнав наименование зоны земли, важно уточнить ее расшифровку и весь список допустимых видов разрешенного использования.

2. Соберите документы

Если в этом списке в ПЗЗ допустимый вид разрешенного использования — ИЖС, то, чтобы изменить ВРИ, вам потребуются:

  • паспорт и его копия;
  • выписка из ЕГРН, подтверждающая права собственника;
  • заполненное заявление в адрес кадастровой палаты и Росреестра об изменении ВРИ.

Строим дома на земле СНТ – как их оформлять?

Я имею право построить на ИЖС многоквартирный дом?

3. Куда обращаться?

Вы можете все сделать самостоятельно или прибегнуть к услугам кадастрового инженера. Он составит заявление на изменение ВРИ, приложит скан ПЗЗ (документа градостроительного зонирования), а после отправит дело в кадастровую палату, которая меняет ВРИ. Заявление вы также можете подать самостоятельно через МФЦ. Важно, чтобы весь процесс проводил сам собственник земельного участка, его наследник или нотариально доверенное лицо.

4. Стоимость перевода

Изменение ВРИ бесплатное.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Как поменять категорию земли?

Чем отличается садовый дом от дачного?

Каким образом можно купить муниципальную землю под ИЖС?

Требуется ли разрешение на строительство сарая, гаража на участке?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/kak_pomenyat_kategoriyu_zemli/7789

Нецелевое использование земельного участка — Audit-it.ru

Позняк В. С., эксперт журнала

Журнал «Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение» № 3/2019

Рассмотрим на конкретных случаях, с какими обвинениями может столкнуться организация (ИП) при проверке контроля целевого использования земельного участка, на котором расположено (должно быть построено) здание гостиницы.

Использование земельных участков должно осуществляться по целевому назначению способами, которые не наносят вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ). Правовой режим в отношении земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются согласно классификатору, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540.

Обратите внимание:

Использование земельного участка не по целевому назначению согласно его принадлежности к той или иной категории земель или виду разрешенного использования – административно наказуемое деяние, ответственность за которое наступает по ст. 8.8 КоАП РФ.

Наличие кафе на предоставленном для эксплуатации гостиницы земельном участке

Предположим, обществу на условиях аренды предоставлен земельный участок для эксплуатации зданий с целью оказания гостиничных услуг. Может ли прокуратура при проверке соблюдения обществом земельного законодательства посчитать, что земельный участок используется не по целевому назначению, если помимо гостиницы на нем размещено кафе, имеющее отдельный вход для посещения неограниченным кругом лиц?

В классификаторе среди видов разрешенного использования земельного участка числятся:

  • гостиничное обслуживание – код 4.7, предполагающий размещение на земельном участке гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилых помещений для временного проживания в них;

  • общественное питание – код 4.6, разрешающий размещение на земельном участке объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

Поэтому, если помимо гостиницы на земельном участке, предоставленном для эксплуатации зданий с целью оказания гостиничных услуг, размещено кафе, имеющее отдельный вход для посещения неограниченным кругом лиц, прокуратура может посчитать, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения (использование земельных участков не по целевому назначению). Однако с таким выводом можно поспорить, в том числе с поддержкой судей.

Так, в деле № А40-152974/18-121-1810 арбитры посчитали, что размещение кафе с целью организации питания посетителей гостиницы не исключает использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением – для эксплуатации зданий с целью оказания гостиничных услуг.

Часть здания, в котором размещалась гостиница, была сдана по договору аренды другому лицу для размещения кафе. Это обстоятельство не свидетельствует об использовании земельного участка не по целевому назначению и не образует в действиях общества событие административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Тем более что функциональное назначение здания относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка.

Вывод

Установленный вид разрешенного использования земельного участка «для эксплуатации существующих зданий с целью оказания гостиничных услуг» не ограничивает право общества предоставлять часть помещений, правообладателем которых он является, в аренду в установленном законом порядке (см. Постановление АС МО от 28.02.2019 № Ф05-941/2019).

Гостиница на земельном участке с лечебным учреждением

Следующая ситуация касается размещения бюджетным лечебным учреждением гостиницы, кафе и парковки автотранспорта на земельном участке, вид разрешенного использования которого – для здравоохранения (код 3.4).

Земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации и предоставлен учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Правомерны ли выводы регистрирующего органа о том, что учреждение в связи с размещением и эксплуатацией гостиницы, кафе и стоянки использует земельный участок не по целевому назначению?

На земельном участке с видом разрешенного использования «Здравоохранение» согласно классификатору размещаются объекты капитального строительства, предназначенные для оказания гражданам медицинской помощи. При этом содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание следующих видов разрешенного использования:

1) амбулаторно-поликлиническое обслуживание (код 3.4.1). В данном случае земельный участок может использоваться для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (поликлиники, фельдшерские пункты, пункты здравоохранения, центры матери и ребенка, диагностические центры, молочные кухни, станции донорства крови, клинические лаборатории);

2) стационарное медицинское обслуживание (код 3.4.2). Назначение:

  • размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи в стационарах (больницы, родильные дома, диспансеры, научно-медицинские учреждения и прочие объекты, обеспечивающие оказание услуги по лечению в стационаре);

  • размещение станций скорой помощи;

  • размещение площадок санитарной авиации.

Перечень объектов по коду 3.4.

2 является открытым и не ограничивается перечислением всех объектов капитального строительства, предназначенных для оказания гражданам медицинской помощи в стационарах, так как допускает нахождение на участке прочих социальных объектов, обеспечивающих оказание услуги по лечению в стационаре. К «прочим» объектам могут быть отнесены гостиница, кафе и стоянка, так как нахождение на участке этих объектов служит одной цели – обеспечить социальные потребности медицинского персонала и посетителей лечебного учреждения.

Аренда земельного участка под строительство мини-гостиницы

Если на арендованном земельном участке с целью строительства мини-гостиницы объект построен не будет, договор аренды арендодатель вправе расторгнуть по причине неиспользования земли по целевому назначению. Пример – Постановление АС СКО от 29.03.2019 № Ф08-2163/2019 по делу № А32-34205/2018.

Индивидуальный предприниматель (арендатор) в декабре 2011 года заключил с администрацией муниципального образования (арендодатель) договор аренды земельного участка (категория – земли населенных пунктов, целевое назначение – под строительство мини-гостиницы) сроком на десять лет (до декабря 2021 года).

В 2018 году специалисты администрации произвели осмотр земельного участка и выяснили, что на земельном участке отсутствует объект капитального строительства, работы по строительству мини-гостиницы не ведутся и не начинались (хотя разрешения на строительство на срок с 2014 по 2016 годы были получены).

В итоге администрация обратилась в суд с исковым заявлением к ИП о расторжении договора аренды. Исковые требования удовлетворены исходя из следующих норм.

Согласно п. 1 ст. 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.

На основании ГК РФ по требованию арендодателя суд может расторгнуть договор аренды досрочно в том случае, если арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями (п. 1 ст. 619). В силу п. 1 ст.

 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены – в соответствии с назначением имущества.

Кроме того, аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя при неиспользовании участка, предназначенного для строительства, в этих целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом (п. 2 ст. 46 ЗК РФ). В данный период не включается:

  • время, необходимое для освоения участка;

  • время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

В то же время досрочное расторжение заключенного на срок более чем пять лет договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении указанного договора арендатором (п. 9 ст.

 22 ЗК РФ). Это специальное правило по отношению к общим основаниям и порядку расторжения договора аренды, предусмотренным ст. 46 ЗК РФ и ст. 450, 619 ГК РФ.

Поэтому арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.

В рассматриваемой ситуации цель, ради достижения которой ИП предоставлен в аренду земельный участок, не достигнута, арендатор нарушил установленные Земельным кодексом сроки освоения земельного участка, предназначенного для строительства, что является существенным нарушением заключенного договора аренды и свидетельствует о наличии основании для расторжения договора аренды по требованию арендодателя. Доказательств того, что имелись объективные препятствия к началу строительства на участке (в том числе и по причинам, зависящим от арендодателя), ИП не привел.

Судьи отклонили ссылку ИП на осуществление мероприятий по освоению спорного земельного участка, таких как:

  • заключение договора о выполнении работ по подключению водопроводной и канализационной сети;

  • получение технических условий на присоединение объекта строительства к сетям водопровода и электрическим сетям;

  • заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электросетям;

  • осуществление работ по проектированию и дизайну мини-гостиницы;

  • заключение договора о выполнении строительных работ по строительству мини-гостиницы;

  • получение разрешения на строительство.

Разрешение на строительство неоднократно выдавалось и продлевалось, при этом строительство не осуществлено, новое разрешение на строительство не получено. Подготовка документации, предшествующей получению разрешения на строительство, связана с действиями самого арендатора и не свидетельствует о наличии препятствий к освоению участка.

Акты выполненных работ, отчеты по изысканиям, проектная документация не представлены. Доказательства подключения к водопроводной и канализационной сети, к электросетям в материалах дела отсутствуют.

Также нет доказательств того, каким образом предоставление смежных земельных участков для размещения объектов торговли воспрепятствовало ИП в освоении арендуемого земельного участка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Фемида справедлива